Путешествие в Черногорию зимой

Под загадочным иностранным именем Монтенегро скрывается наша старая знакомая – Черногория. Оказывается, зимой здесь тоже есть что делать!
На недельные рождественские каникулы мы отправились в Черногорию. Каких только планов не строили! И отдых на теплой Адриатике, и аренду автомобиля для поездок по побережью (обязательно до Дубровника), и горный поход с восхождением на вершину, обозначенную на карте знакомыми цифрами «2141»…

Путешествие в Черногорию зимой

Еще с самолета увидели, что в запланированном для восхождения районе ещё зима и глухой «непроход», и в дополнение к пуховым спальным мешкам надо было брать лыжи. Дальше – больше. В горах снег, на перевале по дороге к морю – гололед, а у моря в городке Будва, где предполагали жить, ливмя льет дождь! И пальмы под ним так же грустны, как мокрые березки глубокой подмосковной осенью.

Просчитались мы, конечно, с некоторыми нашими планами. Но это не повод вешать нос! По крайней мере, взять машину и вволю покататься нам ничто не помешает!
В пункте проката «Меридиан» нам предложили на выбор Jugo Coral, Hyundai Atos, Accent и Lantra. Остановились на Atos: старенький страшненький Coral доверия не внушал, кроме того, «питался» 98-м бензином; что касается Accent и Lantra, то они были не столько лучше, сколько дороже Atos. Внимательно просмотрев мои документы, заполнив необходимые бумаги и взяв залог в 200 евро, миловидная сотрудница клятвенно пообещала, что уже завтра дождь прекратится. Видимо, заметила округлые мокрые пятна, оставшиеся после нас на алых креслицах офиса.

Как ни странно, но ее прогноз сбылся: на следующий день небо над Черногорией очистилось, вышло ярчайшее солнце, открылись наконец горы, расправили листву поникшие пальмы. Однако ветер подул отнюдь не с юга, и лужицы, оставшиеся от дождя, покрылись ледком. Встав непривычно рано в 7 часов, мы уже в 9 выехали.

Путешествие в Черногорию зимой

Дорога вьется вдоль моря, огибая красивейший и глубочайший в Южной Европе фьорд: Бококоторский залив. Перед городом Котор, давшим название заливу (Бока Которска), ныряем в туннель длиной 1600 м. Внутри темно, с грубо отесанных скальных стен и потолка льется вода, но по осевой линии сверкают вмонтированные в покрытие «кошачьи глаза» – на встречную не выскочишь! Туннель можно объехать горами, но придется преодолевать довольно длинный 15-процентный «тягун», а затем спускаться по крутому серпантину. Котор – древний город, его памятники охраняются ЮНЕСКО, осмотр его требует отдельной поездки. Проскакиваем без остановки даже великолепный Херцег-Нови и лишь для городка Пераст делаем исключение: поблизости от него на водной глади сияют два малюсеньких островка с церквами. Вид – не передать словами!

Примерно в 11 часов достигли границы с Хорватией. Таможенные формальности заняли всего несколько минут, и уже к полудню мы достигли Дубровника – «кусочка рая на земле», как назвал его некогда Бернард Шоу. Здесь Atos первый и единственный раз закапризничал: отказался сниматься с охраны при нажатии на кнопку брелока. Помогло энергичное встряхивание и постукивание брелока о твердые предметы – больше каприз не повторялся.

В Дубровнике провели время до вечера. Лазали по скалам у подножья древних стен, фотографировали виды города на закате, помучились с обменом денег (ни один банк в первый день нового года не работает, а расплатиться за обед и сувениры можно только местными кунами или новыми евро, у нас же были только доллары). В обратный путь тронулись только в 6 часов вечера, т.е. уже в полной темноте.
Путь в объезд Бококоторского залива можно срезать, если погрузиться на паром. Ходит он примерно раз в 15-20 минут, но в поздние часы, возможно, придется подождать, пока на борту наберется достаточно машин. Добираемся до Будвы уже глубокой ночью, правда, не слишком уставшие после 240-километрового пробега.

Вся неделя запомнилась как непрерывный праздник: день за днем мы продлевали аренду полюбившегося нам Atosа и катались по всей стране. Когда настала пора уезжать, с машиной прощались, как с родной. Со страной, впрочем, тоже. Мы сюда еще вернемся. Посмотрим, какова Черногория летом.

Советуем посетить:
1. Будва – один из старейших на планете курортов. Здесь отдыхал еще Геродот. Для поездок по прибрежным дорогам автомобиль лучше арендовать здесь.
2. Котор – древний город-музей, охраняется ЮНЕСКО. Для осмотра Котора планируйте не менее двух дней.
3. Острог – горный монастырь, построен на высоте 900 м. Представляет собой уникальное архитектурное сооружение.
4. Херцег-Нови – город-курорт, славится пляжами и видами природы.
5. Дубровник – всемирно известный курорт в Хорватии.

Полезные советы:
Все дороги внутри страны (за исключением приморских) зимой могут быть покрыты льдом или заметены. Об особо дальних маршрутах лучше справиться заранее в прокатной конторе, в бюро информации (там, впрочем, могут не знать) или у местных водителей-таксистов. На дорогах нам пару раз встретился необычный дорожный знак: черный круг в белом треугольнике с красной каймой. Что он означает, мы так и не выяснили, но это не тоннель и не камнепад. Возможно – ослепление водителя солнцем при выезде из-за поворота. Алкоголь в крови водителя на местных дорогах в некоторых количествах допустим, но не приветствуется, поэтому мы не злоупотребляли (т.е. я как водитель не употреблял вовсе). Затруднения с обменом валюты. Банки работают только в утренние часы (до 12-13 ч. и могут вообще не впустить посетителя даже за 15 минут до закрытия без объяснения причин. Банкоматов в Будве обнаружено не было. В магазинах можно расплачиваться только евро. Вопросов о сдаче не возникало, все расчеты – до копейки, неизменны вежливые улыбки. Вывод: заранее меняйте доллары на евро!

Оцените статью
Мир на карте