Метро Университет относится к «красной», Сокольнической, линии московского метро, это 54-я по счёту станция. На трассе метро расположена между ст. Проспект Вернадского и ст. Воробьёвы горы (бывшая ст. Ленинские горы). Близкое расположение главного корпуса Московского университета и определило название станции. Метро Университет принадлежит сразу двум столичным районам: Гагаринскому (Юго-Западный АО) и Раменскому (Западный АО). Наземные вестибюли станции Университет размещены по обеим сторонам проспекта Вернадского: с южного вестибюля можно выйти также и к Ломоносовскому проспекту, с северного – на площадь им. Дж. Неру.
Метро Университет, как и многие станции глубокого заложения Московской подземки, возводилась в очень сложных геологических условиях. Со времени открытия станции в числе участка от ст. Спортивная 12. 01. 1959 года, и до сих пор грунты ведут себя непредсказуемо, приходится ремонтировать путевые тоннели от проседания грунтов и подтекания воды. Станция Университет относится к числу пилонных станций, глубина её заложения -26,5 м, тип станции – трёхсводчатая.
Оборудована 160-метровой платформой типа «остров». Средний свод перронного зала на 1 м выше боковых. После ввода в строй в 1959 году, станция в течение почти 5 лет была конечной (до пуска очередного участка до ст. Юго-Западная). На станции остался оборотный тупик, используемый для техобслуживания и отстоя метропоездов. Метро Университет имеет 2 вестибюля на поверхности. Здания выполнены в виде круглых остеклённых павильонов, окружённых колоннадами из спаренных колонн. К вестибюлям из подземки ведут по 3 ленты эскалаторов. Выходы к вестибюлям расположены: один – в северном торце, другой – между пилонов в центре перрона. На ст. Университет находится «Бюро находок» — сюда поступают забытые пассажирами в метро вещи и даже домашние животные. Вестибюли открыты с 5.45 (5.35) до 1.00, за это время станция обслуживает 47,4 тысячи пассажиров ежедневно.
В оформлении станции применялся стандартный набор отделочных материалов. Своды потолка окрашены белой краской. Громоздкие пилоны облицованы молочно-белым с бежевыми разводами уральским прохорово — баландинским мрамором. Верхнюю линию пилонов украшает резной бордюр. Возле каждого пилона установлена мраморная скамья с деревянным сидением. Путевые стены традиционно выложены глазурованным кафелем светло-жёлтого оттенка, цокольный уровень – чёрными плитками. Асфальт, покрывавший пол станции, заменён на гранитные плитки различных оттенков серого и красного цветов, выложенные ковровым орнаментом. Освещение станции обеспечивают многочисленные секции люминесцентных ламп, расположенных вдоль сводов. Станция выглядит светлой, здесь много пространства и воздуха.