Станция Речной вокзал относится к Ленинской (красной) линии Новосибирского метро, на трассе расположена перед ст. Студенческая, и после ст. Октябрьская. Метро Речной вокзал территориально относится к Октябрьскому городскому району. Метро расположено на правом берегу большой сибирской реки Обь, а близкое расположение речного вокзала определило название станции метро. Ст. Речной вокзал располагает двумя вестибюлями – верхним и нижним. Со станции можно выйти к нескольким новосибирским улицам: Б. Богаткова, Инской, Зыряновской, Большевистской, Восход, рядом расположен Октябрьский мост, связывающий оба берега Оби.
В конце декабря 1985 года Государственная комиссия приняла первые 5 метростанций Ленинской линии, в их числе была и ст. Речной вокзал. В штатном режиме станция стала работать с 7 января следующего года.
Метро Речной вокзал типовая станция мелкого (в Новосибирской подземке станций глубокого заложения нет) заложения, часть строений станции расположена на поверхности. Для всех метрополитенов СССР это была уникальная по конструкции станция. М. Речной вокзал — колонного типа трёхпролётная станция, оборудованная двумя береговыми платформами, ширина которых 4,5 м, длина каждой 100 м, как и у остальных станций метро Новосибирска. Потолок станции поддерживают 32 колонны, установленные на обеих платформах по 16 штук с шагом 450 см. В торцах станции расположены выходы к вестибюлям, а поскольку вестибюли разместили на разной высоте, то спуск к вестибюлю 2 возможен по лестнице, а подъём к первому вестибюлю – по двум лентам эскалаторов, всего же на станции оборудованы 8 эскалаторных лент.
М. Речной вокзал – беспересадочная станция без путевого развития. Поездные пути станции выходят на уникальный, самый протяжённый в мире (около 2 150 м) крытый метромост на левый берег реки. Ст. Речной вокзал в числе первых была оборудована системой видеонаблюдения. Оба вестибюля открываются в 6.00, закрываются в полночь, эскалаторы отключаются раньше. Среднесуточный показатель пассажиропотока составляет около 26 тыс. человек.
Станция Речной вокзал оформлена в стиле соцреализма, её 10 круглых витражей стилизовано изображают 10 крупных промышленных и исторических центров Сибири: Омск, Новосибирск, Сургут, Тобольск и Тюмень, Бийск и Томск, Новокузнецк и Барнаул, а также Мангазея – первый заполярный русский город 17-го века, от которого нынче остались лишь легенды и предания. Стены, колонны квадратного сечения облицованы серо-голубоватым мрамором, на этом холодном фоне и выделяются яркими «иллюминаторами» установленные в стенах, подсвеченные изнутри витражи. Платформы выстланы серым шлифованным гранитом. Для отделки потолка были применены листы профилированного алюминия. Станция имеет очень презентабельный и оригинальный вид, тем более, что некоторые элементы декора заменены на более современные (хотя и менее долговечные).