«Пролетарская» по праву может называться одной из глубочайших станций метро, как в России, так и во всем мире. Расположена на юге зеленой ветки (Невско-Василеостровская линия), в промежутке «Ломоносовская» — «Обухово». Находится на удалении 11,8 км от центра города. По разным источникам, глубина заложения колеблется от 72 до 84 м. Первая в Петербурге станция метро, на которой эскалаторы расположены каскадно (другая – «Адмиралтейская»).
«Пролетарская» расположена в южной части Санкт-Петербурга. Единственный выход находится в сквере на пересечение улицы Чернова и проспекта Обуховской обороны.
Наземная часть станции выполнена в виде паркового павильона по проекту архитекторов Гецкина, Сергеевой, Квятковского. Здание вестибюля имеет форму круга, окружено подпорными стенами, площадками и пологими лестницами. Благодаря витражным окнам павильон хорошо освещен в дневное время суток.
Своим именем станция обязана соседству с Обуховским заводом (ранее завод «Большевик»). В 1901 году рабочие провели тут забастовку, в истории известную как «Обуховская оборона». В ходе строительства сменилось несколько проектных названий станции: «Завод Большевиков», «Александровское», «Троицкое поле».
Открытие «Пролетарской» произошло в июле 1981 года. Архитектурный проект подземного зала является продуктом коллективного творчества Гольдгора, Афошина, Розенталя, Еечко. Внутреннее художественное оформление посвящено пролетариату и отражает смысл названия станции. Беломраморные колонны увенчаны гранитными плитами, символически изображающими красные знамена. Пол из темного гранита красных, черных и серых оттенков контрастирует со стенами из розового и белого мрамора. Буквы названия станции на стенах из мрамора. На торцевой каменной стене красно-розового цвета располагается символ пролетариата – горельеф «Серп и Молот».
С августа 2005 по ноябрь 2006 года была проведена реконструкция станции «Пролетарская», в ходе которой произведены ремонтные работы по обновлению облицовки пола и стен, заменено вестибюльное освещение, обновлены эскалаторы.