Загадки арктики

Арктика — суровый северный край — уже давно привлекала внимание наших соотечественников, первых русских землепроходцев и исследователей. Казак Семен Дежнёв, более трехсот лет назад, проплыл на утлом суденышке проливом, отделяющим Азию от Америки.

Загадки арктики

Имена участников северных экспедиций: А. И. Чирикова, С. И. Челюскина, братьев Дмитрия и Xаритона Лаптевых, Василия Прончищева и его жены Марии Прончищевой, С. Г. Малыгина — навсегда увековечены на географических картах Арктики, так же как имена талантливого геолога В. А. Русанова, пытавшегося пройти Северным морским путем на шхуне «Геркулес», и Георгия Седова, пешком по льду пробивавшегося к Северному полюсу.

Много героических страниц вписали в историю наши полярные исследователи, и все-таки вплоть до революции 1917 года знания об Арктике оставались далеко не достаточными. После шла большая работа по подготовке сквозного плавания Северным морским путем. Первым прошел этот путь за одну навигацию ледокол «Сибиряков». За ним последовали рейсы парохода «Челюскин», ледореза «Литке».

А в мае 1937 г. начался новый важный этап освоения Центральной Арктики — самолеты советской воздушной экспедиции блестяще осуществили высадку на льдину в районе Северного полюса группы исследователей во главе с Иваном Дмитриевичем Папаниным.

Это была наша первая дрейфующая полярная станция. С тех пор полярники ведут систематические наблюдения во льдах Северного Ледовитого океана.

Загадки арктики онлайн

Get Adobe Flash player

Организация дрейфующей полярной станции начинается в апреле-мае. Сначала с самолетов обследуют тот район океана, откуда начнет свой дрейф будущая научная станция, и выбирают подходящую льдину, размером в несколько десятков квадратных километров. Потом летчики полярной авиации доставляют на нее участников дрейфа, сборные домики, палатки и тракторы, научные, приборы, электро- и радиостанции, запасы топлива и продовольствия. А через несколько дней участники дрейфа в торжественной обстановке поднимают на льдине государственный флаг нашей Родины. Станция открыта. На карту наносится еще один пункт научных наблюдений.

Работать полярникам приходится в очень трудных условиях. Длинная полярная ночь, ураганные ветры, туманы. Но, конечно, самым тяжелым испытаниям подвергаются они, когда начинается торошение льдов. От бокового сжатия льдина трещит. То там, то здесь появляются разломы, и, кто знает, может быть, через минуту трещина пройдет под палаткой для наблюдений или под жилым домиком. Когда трещины угрожают лагерю, полярники перевозят домики и оборудование в другие, более безопасные места. Но бывают случаи, когда приходится вообще покидать льдину. Так случилось с сотрудниками станции СП-9. Весной 1961 г. они оказались на ледяном осколке размером всего 150 на 250 м. Пришлось забрать все ценные приборы, материалы наблюдений и на самолете перелететь на станцию СП-6, дрейфовавшую в восьмистах километрах от места катастрофы…

На каждой дрейфующей станции полярники проводят за год около тысячи измерений глубин и температуры воды на различных горизонтах океана, берут столько же химических анализов воды, делают несколько сотен магнитных определений, запускают около тысячи радиозондов.

Сопоставляя наблюдения, проведенные в различное время, ученые пришли к выводу, что за последние пятьдесят лет климат Арктики несколько потеплел. Некоторые ученые считают, например, что ледяной покров Арктики является остатком ледниковой эпохи и через несколько сотен лет он исчезнет. Насколько правильны эти предположения, пока сказать трудно.

Известный русский адмирал и ученый Степан Осипович Макаров, внесший большой вклад в изучение Арктики, писал, что если сравнить территорию России со зданием, то фасад его выходить на Ледовитый океан. И это действительно так. Пятая часть территории нашей страны лежит в арктической зоне. В недрах земли здесь находятся месторождения угля, газа, нефти, золота, железной руды. В Арктике лежат устья крупнейших рек нашей страны: Оби, Енисея, Лены.

Вот почему так много внимания наша страна уделяет изучению Арктики.

Оцените статью
Мир на карте